Главная Урология, нефрология Урология: Общий анализ мочи (расшифровка показателей, норма)

Урология: Общий анализ мочи (расшифровка показателей, норма)

Обший анализ мочи расшифровка показателй

Расшифровка показателей общего анализа мочи

Общий анализ мочи относится к обязательным диагностическим процедурам, которые назначаются всем пациентам, обратившимся в здравоохранительное учреждение.

Здесь мы расскажем, какие показатели мочи измеряются при общем анализе мочи, и о каких заболеваниях свидетельствуют те или иные отклонения этих показателей от нормы.  А также о том, как правильно собрать мочу для общего анализа, анализа суточной мочи и для анализа мочи по Нечипоренко.

При общем анализе мочи исследуются такие параметры, как: удельный вес (относительная плотность), цвет, прозрачность, запах, pH (кислотность), содержание белка, содержание глюкозы, содержание кетоновых тел и желчных пигментов и некотрые другие показатели.

Результаты анализа мочи выдают пациенту в виде таблицы с непонятными буковками, прочесть которые может только специалист. Ниже приводится расшифровка тех самых "непонятных буковок", а также нормы и возможные отклонения для отдельных показателей.

Расшифровка показателей общего анализа мочи

BLd - эритроциты,
Bil- билирубин,
Uro - мочевина,
KET кетоны,
PRO белок,
NIT - нитриты (в обычном значении - бактериурия),
GLU - глюкоза,
pH - кислотность,
S.G - плотность,
LEU - лейкоциты,
UBG - уробилиноген.

В таблице представлены основные показатели общего анализа мочи в норме. О некоторых из них расскажем ниже более подробно:

Норма общего анализа мочи (таблица)

Общий анализ мочи (норма)

Цвет мочи

Уробилиноген в моче

5-10 мг/л

Гемоглобин в моче

отсутствует

Эритроциты в моче (микроскопия)

0-3 в поле зрения для женщин; 0-1 в поле зрения для мужчин

Лейкоциты в моче (микроскопия)

0–6 в поле зрения для женщин; 0–3 в поле зрения для мужчин

Эпителиальные клетки в моче (микроскопия)

0-10 в поле зрения

Цилиндры в моче (микроскопия)

отсутствуют

Соли в моче (микроскопия)

Бактерии в моче

Грибы в моче

Паразиты в моче

Интерпретация показателей анализа мочи

Норма анализа мочи у взрослых и детей (таблица)

Нормальные значения (в поле зрения)

Элемент осадкаот 0 до 18 летстарше 18 лет
зернистые
восковидные
эпителиальные
эритроцитарные

Кислотно-щелочная реакция мочи в норме

Реакция мочи (pH) мочи у здорового человека, находящегося на смешанном пищевом режиме, кислая или слабокислая.

Таблица: Кислотность мочи у детей и взрослых норма

Дети до 1 месяца5,4 - 5,9
Дети 2 - 12 месяцев6,9 - 7,8
Дети 1 год - 6 лет5,0 - 7,0
Дети 7 - 14 лет4,7 - 7,5
Дети 15 - 18 лет4,7 - 7,5
Мужчины5,3 - 6,5
Женщины5,3 - 6,5

Удельный вес мочи (г/л) в норме

Удельный вес мочи здорового человека на протяжении суток может колебаться в довольно широком диапазоне, что связано с периодическим приемом пищи и потерей жидкости с потом и выдыхаемым воздухом.

Таблица: Удельный вес мочи у взрослых и детей норма

Дети до 1 месяца1002-1020
Дети 2 - 12 месяцев1002-1030
Дети 1 год - 6 лет1002-1030
Дети 7 - 14 лет1001-1040
Дети 15 - 18 лет1001-1030
Мужчины1010-1025
Женщины1010-1025

Удельный вес мочи зависит от количества растворенных в ней веществ: мочевины, мочевой кислоты, креатинина, солей.

• Уменьшение удельного веса мочи (гипостенурия) до 1005-1010 г/л указывает на снижение концентрационной способности почек, увеличение количества выделяемой мочи, обильное питье.
  • Повышение удельного веса мочи (гиперстенурия) более 1030 г/л наблюдается при уменьшении количества выделяемой мочи, у больных с острым гломерулонефритом, системными заболеваниями, при сердечно-сосудистой недостаточности, может быть связано с появлением или нарастанием отеков, большой потерей жидкости (рвота, понос), токсикозом беременных.

Белок в моче, норма белка в мочеИсточник: http://med.domashniy-doktor.ru/index.php/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%8B/193-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B8.html

В норме белок в моче отсутствует. Появление белка в моче -- один из самых важных симптомов заболевания почек и мочевых путей. Появление белка в моче называется протеинурией. Протеинурия возможна у здоровых людей после приёма большого количества пищи, богатой белками, после сильных физических напряжений, эмоциональных переживаний.
Патологические протеинурии разделяют на почечные (преренальные) и внепочечные (постренальные):
  • Внепочечные протеинурии обусловлены примесью белка, выделяющегося мочевыводящими путями и половыми органами; их наблюдают при циститах, пиелитах, простатитах, уретритах, вульвовагинитах. Такие протеинурии редко превышают 1 г/л (кроме случаев выраженной пиурии — обнаружение в моче большого количества лейкоцитов).
  • Почечная протеинурия наиболее часто связана с острыми и хроническими гломерулонефритом и пиелонефритом, нефропатией беременных, лихорадочными состояниями, выраженной хронической сердечной недостаточностью, амилоидозом почек, липоидным нефрозом, туберкулёзом почки, геморрагическими лихорадками, геморрагическим васкулитом, гипертонической болезнью.

Глюкоза (сахар) в моче (норма)

Углеводы (глюкоза) в моче здорового человека содержатся в незначительных концентрациях, присутствие их почти всегда служит признаком сахарного диабета. Так в норме моча содержит глюкозу в виде следов, не прeвышающих 0,02 %, что также, как и белок, обычными качественными пробами не выявляется.

Анализ мочи на эритроциты (норма)Источник: http://med.domashniy-doktor.ru/index.php/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%8B/193-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B8.html

Эритроциты (красные кровяные тельца) в норме в осадке мочи отсутствуют либо обнаруживаются единичные в препарате. Общий анализ мочи у здорового человека должен показывать не более 2 эритроцитов в поле зрения микроскопа, а лейкоцитов — не более 3 у мужчин и 5 — у женщин.

Повышенное количество эритроцитов характерно для многих заболеваний: пиелонефрита, мочекаменной болезни, гломерулонефрита, инфекций мочевыводящих путей, системной красной волчанки или отравления (особенно ядовитыми грибами, змеиным ядом, производными бензола и анилина).

Анализ мочи на лейкоциты (норма)

В норме лейкоциты в моче отсутствуют, либо выявляются единичные в препарате и в поле зрения. Повышенное содержание лейкоцитов говорит о возможных патологиях почек или мочевыводящих путей: гломерулонефрите, пиелонефрите, уретрите, цистите, простатите

Лейкоцитурия (свыше 5 лейкоцитов в поле зрения) может быть инфекционной (бактериальные воспалительные процессы мочевого тракта) и асептической (при гломерулонефрите, амилоидозе, хроническом отторжении почечного трансплантата, хроническом интерстициальном нефрите). Пиурией считают обнаружение в осадке при микроскопии 10 и более лейкоцитов в поле зрения.

Анализ мочи на эпителий (норма)

Плоский эпителий: у мужчин в норме выявляют только единичные клетки, их количество увеличивается при уретритах и простатитах. В моче женщин клетки плоского эпителия присутствуют в большем количестве.

Клетки переходного эпителия могут присутствовать в значительном количестве при острых воспалительных процессах в мочевом пузыре и почечных лоханках, интоксикациях, мочекаменной болезни и новообразованиях мочевыводящих путей.

Клетки почечного эпителия появляются при нефритах, интоксикациях, недостаточности кровообращения. Появление почечного эпителия в очень большом количестве наблюдают при некротическом нефрозе (например, при отравлении сулемой, антифризом, дихлорэтаном и др.).

Анализ мочи на цилиндры (норма)

Зернистые, восковидные, эпителиальные, эритроцитарные, лейкоцитарные цилиндры и цилиндроиды в норме отсутствуют.

Наличие цилиндров в моче (цилиндрурия) — первый признак реакции со стороны почек на общую инфекцию, интоксикацию или на наличие изменений в самих почках.

Анализ мочи на бактерии (норма)

Бактерии в норме отсутствуют или их количество не превышает 2000 клеток в 1 мл. Здоровая моча стерильна, наличие бактерий — явный знак инфекции мочевыводящих путей, например, уретрита, цистита, простатита и др.

Анализ мочи на грибы (норма)

В норме грибы в моче отсутствует. Грибы обнаруживаются в моче при грибковом поражении мочевыводящих путей или половых органов. Нередко грибок фиксируется у людей с иммунодефицитными состояниями и тех, кто долго принимал антибиотики.

Анализ мочи на соли

Присутствие солей в моче является признаком мочекаменной болезни почек. Наличие отдельных кристаллов солей может свидетельствовать об обезвоживании, резком изменении рациона, повышенных физических нагрузках, а также подагре, остром и хроническом нефрите, острой почечной недостаточности.

Анализ мочи на гормоны

Гормоны в моче встречаются в небольших количествах, и содержание некоторых гормонов оказывается в ряде случаев более информативным, чем их определение в крови.

Анализ мочи на уробилины

Повышенное содержание уробилинов в моче отмечают при заболеваниях печени, лихорадке, гнилостных процессах в кишечнике, при длительном голодании.

Кетоновые тела в моче (норма)

Кетоновые тела появляются в моче при голодании, алкогольной интоксикации, сахарном диабете, у детей при рвоте и поносе, нервно-артритическом диатезе, а также при тяжело протекающих инфекционных процессах, сопровождающихся длительным повышением температуры.

Читать дальше:

CarPrice